Происхождение снеготаялок

История снеготаялок (продолжение).

В 1927 году Московское коммунальное хозяйство поручило группе специалистов в зимний период 1927/28 г. обследовать и провести испытания всех работающих снеготаялок. Комиссия пришла к выводу, что утилизация снега с применением искусственного его таяния давала экономию 25 — 30% по сравнению с вывозом снега на свалки, но при условии доставки к ним снега на небольшие расстояния.

По своим технико-экономическим показателям наибольший интерес представляла стационарная снеготаялка, работающая на даровом тепле — отработанной банной воде при сравнительно высоком коэффициенте полезного действия — 0,72 и простоте конструкции, надёжной в эксплуатации и удобной для загрузки снегом при её подземном расположении. Ближайшей задачей комиссии было обследовать все московские предприятия — бани, прачечные, заводы и т.д. — как источников выбрасываемого тепла, с целью использования их для утилизации снега. Было обследовано 138 предприятий, но по удобству размещения, температуре и расходу сбрасываемой воды лишь только 9 бань и 1-ая электрическая станция МОГЭС, сбрасывающая отработанную воду в Москву-реку оказались пригодны для устройства таких стационарных снеготаялок. В 1928-1929 г.г. в Москве было построено восемь подобных снеготаялок.

По отчётным данным в 1928 году Московское Коммунальное хозяйство и домовладения г. Москвы затратили на утилизацию снега 2, 25 млн. рублей.

Комиссия рекомендовала продолжить поиски более простых в эксплуатации передвижных снеготаялок. В 1938-1940 г.г. в Москве эксплуатировались переносные электрические снеготаялки, в которых резервуары — приёмники снега ёмкостью 0,3-0,4 куб м. были смонтированы совместно с вентилятором и камерой со спиральными электронагревателями. Такие снеготаялки применялись для таяния снега на террасах и крышах высотных зданий.

Начиная с 1933 года в Москве начали применяться стационарные снеготаялки, работающих на отходящих газах котельных, конструкции сначала теплотехника Макарова, а затем с 1939 года инженеров В.Г. Ефремова и Н.И. Горбунова, более 60 которых находилось в эксплуатации. Они представляли собой кирпичный подземный резервуар, загружаемый снегом, через который проходил отходящий из котлов газ. Такая средней мощности снеготаялка, работавшая в доме № 4/2 по улице Пушкина растопила за 2,5 зимних месяца 1939/40 г.г. — 2,78 тысячи куб.м. снега и дала за этот же период экономию в 6,0 тысяч рублей по сравнению с ранее существовавшей в этом домовладении паровой снеготаялкой. В 1940 году инженер П.Ф. Верин ещё более усовершенствовал эту конструкцию и по данным Жилищного управления Исполкома Моссовета их коэффициент полезного действия составлял уже 0,77. В послевоенное время в московских домах работали подобные снеготаялки на отходящих газах с двойным циклом конструкции Л. Д. Богуславского.

снеготаялкаЗа 1-ое полугодие 1947 года на удаление снега в домовладениях Жилищного управления Мосгорисполкома было израсходовано 10,815 млн. рублей. С учётом стоимости удаления снега из ведомственного жилого фонда и учреждений, с уличных проездов, а также с учётом соответствующих расходов в домовладениях Жилищного управления во 2-ом полугодии 1947 года общие затраты на борьбу со снегом в городе Москве составили 27,0 млн. рублей.

Велись активные поиски новых конструктивных решений передвижных (мобильных) снеготаялок. Были изготовлены различные конструкции угольных передвижных снеготаялок: однобункерная и двухбункерная снеготаялки конструкции инженеров П.В. Заколупина и А.П. Колодея и двухшатровая снеготаялка конструкции инженеров В.Я. Елагина и Н.И. Ильина с использованием электродвигателя и вентилятора для подачи под напором воздуха под колосниковую решётку, которые были испытаны в 1950 году и рекомендованы для применения как дворовые снеготаялки.

 снеготаялка

 

 В Москве в начале пятидесятых снег во дворах частично утилизировался дворовыми снеготаялками, а с дорог и магистралей, главным образом вывозился тогда на набережные Москвы-реки и Яузы, где сбрасывался на лёд. Среднее расстояние перевозки снега составляло — 3 км. У автомашин (ЗИС-5, ЗИС-150 и ЯГ-6 —бортовые и самосвалы) наращивали борта. Погрузка снега на дорогах производилась снегопогрузчиками С-3 и С-2 на тракторе ХТЗ. На набережной снег с машин перекидывался на лёд роторным снегоочистителем РС, а позже в местах приёма снега набережные переоборудовались так, чтобы обеспечить сброса снега из самосвалов на лёд при их самосвальной разгрузке.
Академией коммунального хозяйства имени К.Д. Памфилова и её Ленинградским филиалом ЛНИИ АКХ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР в 1950 году была разработана снеготаялка, работающая на газовом топливе

с ещё большим коэффициентом полезного действия — 0,87. Таяние снега происходило при соприкосновении его с нагретыми поверхностями газоходов, а также при прохождении горячих газов сквозь снег. Отсутствие механического оборудования позволяло конструировать их весьма лёгкими и подвижными.
Первые газовые снеготаялки СПГ-4, а затем СПГ-5 были изготовлены как передвижные, с радиусом действия зависящим от диаметра подводящего газ шланга — так, при диаметре шланга 2 дюйма этот радиус был равен 20 м., а при 1,5 — всего 10 метров. На основании расчётов сектора механизации Академии, стоимость удаления снега с территории домовладений и транспортировки его на снежные свалки, даже на расстояние до 4 км, были на 30-40% выше стоимости таяния снега в газовой снеготаялке СПГ-5.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР в 1951 г. обязало своё Главное управление жилищного хозяйства и управление жилищного хозяйства Московского и Ленинградского горисполкомов изготовить 600 газовых снеготаялок для Москвы и Ленинграда и других газифицированных городов России. Ленжилуправлением в зимний период 1950/51 г.г. было изготовлено и размещено по домоуправлениям 244 газовые снеготаялки. Из них в эксплуатации к концу зимнего сезона находилось 129 шт. В Москве снеготаялка ПГС-5 была испытана зимой 1951/52г.г., но для удобства загрузки и хранения такие снеготаялки стали делать заглублёнными, рядом с канализационными колодцами. В домоуправлении № 15 Дзержинского района г. Москвы в 1952 г. было смонтировано две такие заглублённые газовые снеготаялки.

По данным домоуправления в 1955 году, при эксплуатации за три зимних сезона, через них удалялось в среднем по 700 куб.м. снега в сутки, а вывоз этого же снега автомобильным транспортом обошёлся бы в три раза дороже.

В 1956 году в Москве эксплуатировалось уже 1020 газовых снеготаялок, а в Ленинграде — 1140.

В 1965-1966г.г. в Москве было построено во дворах на территориях домовладений, дополнительно к газовым ещё 176 стационарных заглублённых тепловодяных снеготаялок, работающих на обратной воде сети теплоснабжения жилых домов, которые эксплуатировались по 10 и более лет.

В 1966 году трестом «Гордормеханизация» Управления благоустройства Мосгорисполкома была изготовлена экспериментальная стационарная газовая тепловодяная снеготаялка, разработанная институтом «Мосгазпроект», воду в которой разогревали три погружные газовые горелки. Погружная горелка типа ГПБК −100 была сконструирована институтом НИИСантехники МПСМ СССР. В снегоплавильную камеру заливалось 16 куб. м. водопроводной воды. Воду из охлаждающих горелки рубашек также направляли на растапливаемый снег. Снеготаялка эксплуатировалась два зимних месяца 1966/67 г.г., но дальше эксперимента в связи с реорганизацией Управления благоустройства в Главмосдоруправление работы в этом направлении, к сожалению, не продвинулись.