История снегоплавильных машин

Возникновение снегоплавилок.

Первые снегоплавилки в Москве как стационарные так и передвижные дровяные начали применять в городе для утилизации снега на территориях городских усадьб зажиточных горожан ещё в прошлые века.

снеготаялкаК 1925 году восстановление разрушенного за период гражданской войны коммунального хозяйства Москвы было завершено и перед городскими властями остро стала проблема утилизации снега, в том числе и на снеготаялках, которые эксплуатировались домоуправлениями и учреждениями города Москвы в соответствии с обязательным постановлением Президиума Московского Совета РК и КД от 6 марта 1928 года «Об устройстве и содержании снеготаялок в г. Москве», в котором предписывалось:
— «разрешения на постановку и пользование постоянными и передвижными снеготаялками выдаются отделом благоустройства Московского Коммунального Хозяйства»;
— «снегоплавилки как постоянные так и передвижные, ставятся внутри владения, со спуском талой воды в городскую водосточную сеть.
Постановка снегоплавильных машин на проездах и площадях допускается не иначе, как с особого на то разрешения Московского Коммунального Хозяйства, выдаваемого по соглашению с Административным отделом МГИК. Спуск воды из снегоплавилок в канализационную сеть воспрещается».

Спуск воды из снегоплавильных машин в канализационную сеть города в те годы воспрещался в связи с ее перегруженностью и недостаточным развитием.

снеготаялкаВ 1928 году площадь замощённых мостовых, с которых удалялся на свалки (с уличных проездов напротив домовладений) снег составляла 11, 67 млн.кв.м., в том числе мест общего пользования (площади, набережные и трамвайные пути), с которых снег удалялся средствами МКХ было 523,0 тыс.кв.м. и при высоте снежного покрова тех лет — до 150 см. общий объём вывозимой снежной массы составлял 1,8 млн.куб.м., в том числе с мест общего пользования — 0,3 млн. куб. м. в год.
И хотя это количество снега не сопоставимо с сегодняшними объёмами, но надо помнить, что снег тогда вывозился только гужевым транспортом и загрузка его производилась вручную.
Московским Коммунальным Хозяйством велись поиски технологий промышленной утилизации снега и уже тогда часть снега в городе вывозилось на снеготаялки отечественного производства и изготовленные в Финляндии.
В Китай-городе эксплуатировалась стационарная снеготаялка, работающая за счёт тепла, отдаваемого паром от общей домовой котельной, обслуживающей два больших дома № 21 по улице Ильинка, разделённых внутренним проездом. 

снеготаялка

Снеготаялка состояла из двух самостоятельно работающих камер, расположенных под железобетонной мостовой по обе стороны проезда. Обслуживала снеготаялку одна подвода и 3-4 рабочих для погрузки снега. Средняя производительность снеготаялки составляла 8,6 куб.м. или 3,3 тонны снега в час при среднем расходе каменного угля 100 кг в час. Средняя плотность снега составляла 0,384 т / м³.
Другая стационарная снеготаялка конструкции инженера Д.В. Домашнева, построенная в Москве ещё в 1905 году и проработавшая более 30 лет, при банях Рогожско-Симоновского Совета на Библиотечной улице, представляла собой подземную железобетонную камеру, размером 7,5×1,4 и в глубину 1,9 метра, стоящую на уличном трубопроводе, отводящем отработанные банные воды. Полезный объём снеготаялки составлял 10 куб. метров. Смешанные банные и талые воды из снеготаялки поступали в общий уличный водосток.
При средней температуре входящей в снегоплавильную камеру воды 30° — 330°С, выходящей 90°С и при прохождении через камеру в час 21000 литров теплой воды производительность снеготаялки составляла 18 куб.м. или 5,7 тонн снега в час.

Передвижные, изготовленные на Московском заводе «Парострой», дворовые снеготаялки с дровяной топкой работали во дворах дома № 31 по улице М.Бронная, дома № 24 по улице 1 Мая и дома № 58 на Тверской улице и других дворах.

снеготаялка

     


снеготаялка
Снеготаялки были просты по конструкции и в эксплуатации и Передвижная дровяная снеготаялка состояли из металлической топки и деревянного приёмника снега, а для удобства передвижения поставлены на санный ход. Габариты 2,6×1,2 и высотой 1,1 метра. Железная топка имела форму треугольной призмы, положенной на одну из боковых граней, а на других боковых гранях во всю их длину имелись широкие щели, из которых выходили горячие газы, попадая непосредственно в снежную массу. Каждая снеготаялка обслуживалась 4 — 6 рабочими. При площади колосниковых решёток 1,57 и 0,84 кв.м. и объёме топливного пространства 1,40 и 1,09 куб.м. их производительность была 4,12 и 3,95 куб.м. снега в час при расходе сухих сосновых и еловых дров 0,29 и 0,27 куб.м. в час.

Две импортные передвижные (на салазках) механизированных снеготаялки «Фенниа», производства АО «Савониус» (Финляндия), работали во дворах домов МК ВКП(б) №№ 15-а, 22 и 24 по Б.Дмитровке. Они состояли из резервуара для приёма части воды, электрического или бензинового двигателя для привода вентилятора и центробежного насоса. Топка была сделана из листового железа и имела двойные стенки, образующие водяную рубашку. Крышка загрузочного отверстия, располагалась сверху и имела кольцевые отверстия через которые выходили из топки горячие газы, проходившие через снежную массу. Основным топливом снеготаялки был антрацит, а для того чтобы он горел имелся вентилятор для подачи под напором воздуха под колосниковую решётку и одновременно выбрасывающий горячие топочные газы в приёмник для снега. Центробежный насос нужен был для подачи холодной воды в рубашку топки и её охлаждения, для чего использовалась часть талой воды собиравшейся в резервуаре. Вентилятор был установлен на валу трёхфазного электромотора мощностью в одну лошадиную силу на одной снеготаялке и бензинового двигателя на другой. Утилизация снега происходила как за счёт тепла горячих газов из топки, так и за счёт тепла горячей воды, выбрасываемой из водяной рубашки. Это была компактная снеготаялка весом около 300 кг, площадью в плане около двух квадратных метров. Обычно талая вода направлялась в водосток, но были случаи когда расстояние от места таяния до водостока составляло до 125 метров и тогда при -13°С и температуре талой воды на выходе из снеготаялки +12,5°С, температура у водосточного колодца была +4°С и льдообразования не наблюдалось. Средняя производительность снеготаялок составляла 3,87 тонн снега в час при расходе антрацита 65 кг/час. Вскоре после начала эксплуатации этих снеготаялок выяснилось, что при таянии грязного московского снега происходит засорение песком центробежного насоса и выход его из строя. Для обеспечения бесперебойной работы снеготаялок пришлось их дорабатывать и подключать к водопроводной сети с обеспечением теплозащиты гибкого резинового подающего трубопровода, так как необходимое количество воды для охлаждения её топки составляло 2,5 тысячи литров в час. И хотя снеготаялка имела высокий коэффициент полезного действия — 0,67 (по сравнению с дровяной — 0,45 и паровой — 0,47), была компактна и легко передвигалась обслуживающим персоналом, но вследствие сложности конструкции и высокой температуры, развиваемой при сжигании в железной топке антрацита требовала квалифицированного надзора и поэтому могла быть рекомендована для применения только на предприятиях и в крупных домовладениях. По опыту их эксплуатации Московским коммунальным хозяйством в 1930 году было организовано изготовление механических снеготаялок типа финской «Фенниа» на заводе «Меткоопромсоюза».

далее про историю снеготаялок…