О снеготаялках

О снеготаялках (продолжение).

Поэтому в 2000 году для города Москвы специалистами ГУП «МосводоканалНИИпроект» была разработана Генеральная схема снегоудаления с использованием современных эффективных технологий утилизации снежной массы, соответствующих действующим экологическим и техническим условиям отвода талых вод, что возможно только при очистке стоков от загрязнений. В целях реализации этой схемы в результате многолетней работы специалисты ЗАО «ВНИИстройдормаш» создали снегоуборочную технику и технологии,кардинально изменившие систему зимней очистки дорог, автомагистралей и территорий г. Москвы от снега при существенно меньших материальных затратах и сокращении общего времени уборки дорог в 1,2 — 1,5 раза. Основу этой системы составляет комплекс новых высокопроизводительных машин для скоростной очистки дорожных покрытий и погрузки снега и льда в автотранспорт, а так же новые уникальные технологии и оборудование для промышленной утилизации снежных масс.

МГП «Мосводоканал» на базе этих разработок построил новую общегородскую промышленную систему с применением расположенных в черте города 27 специальных снегосплавных пунктов (ССП) на действующих канализационных сетях Мосводоканала, где снег растапливается в больших объемах отводящейся из города достаточно теплой (16<!--[if gte mso 9]> В настоящее время в подобных сооружениях в Москве ежегодно утилизируется до 25 млн. м³ собранного с городских территорий снега, что составляет около 35% всей массы снега, убираемого за сезон с городских дорог и территорий.

Дальнейшее развитие городской системы промышленной утилизации снега простым увеличением количества ССП оказалось практически невозможным. При размещении дополнительных пунктов их действующая сеть оказывается крайне неравномерной по районам города и недостаточно плотной для обеспечения требуемой производительности. Дефицит мощностей снеготаяния в городе составил более 300 тыс. м³ в сутки или около 49 млн. м³ в сезон.

Анализ опыта снегоудаления в зарубежных странах со сходными с Московским регионом климатическими условиями, такими как Канада и США, показал, что в этих странах широко применяются не только стационарные, но и передвижные снеготаялки. Диапазон производительности их распространяется от 20 до 500 тонн снега в час. Особую эффективность они показали в условиях отсутствия достаточного времени для вывоза снега и свободных мест для длительного его хранения. Как показал опыт эксплуатации в Москве первых закупленных канадских мобильных снеготаялок большой производительности — они с успехом дополняют стационарные ССП, что позволяет экономить дорогие земли в черте города, и время на получение землеотводов и сложных согласований при проектировании стационарных ССП, а также время и деньги на строительно-монтажные работы. Не требуется подключение их и к инженерным сетям на постоянной основе.
Все применявшиеся ранее и эксплуатируемые в настоящее время снеготаялки могут быть классифицированы:
→ на стационарные, привязанные к обслуживанию конкретных территорий и мобильные двух видов — перевозимые и самоходные;
→ по способу загрузки снега — с загрузкой автопогрузчиками (мобильные), со встроенным или навесным снегопогрузчиком (самоходные) и с самосвальной или бульдозерной загрузкой(стационарные);
→ по типу теплоносителя — использующие в качестве теплоносителя горячую воду и газообразные продукты сгорания топлива или нагретый воздух;
→ с теплоносителем, контактирующим со снегом, или бесконтактные, не имеющие непосредственного соприкосновения теплоносителя со снегом;
→ с собственным или внешним источником тепла — погруженными горелками, контактными водоподогревателями, а так же с газовыми, угольными или дровяными топками, смонтированными вместе со снегоплавильной камерой или же тепло для плавления снега поступает от внешних источников, к которым подключена, например, стационарная снеготаялка;
→ с пассивным плавлением снега в снегоплавильной камере или активным, с применением механического перемешивания, барботажа и струйных систем.
Все снеготаялки, работающие с применением вышеперечисленных конструктивных особенностей имеют различные производительности и к.п.д., а также иногда и существенные недостатки и многие из них уже являются достоянием истории и на практике не используются.